По стопам святителя Николая

Роль личности

По стопам святителя Николая

Благодаря кому такая страна, как Япония, познала Православие? Святитель Николай (Касаткин) — с этим именем связано появление и распространение Слова Божия в Японии, именно его свято чтит и помнит каждый православный житель Страны восходящего солнца.

Благодаря кому такая страна, как Япония, познала Православие? Святитель Николай (Касаткин) — с этим именем связано появление и распространение Слова Божия в Японии, именно его свято чтит и помнит каждый православный житель Страны восходящего солнца.

 

Отец Николай (в миру Иван Касаткин) родился в 1836 году в Смоленской губернии в семье диакона. Мальчик с детства мечтал о путешествиях, хотел стать моряком, но по настоянию отца поступил учиться в Смоленскую духовную семинарию. После ее окончания в 1857 году в числе лучших учеников был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Именно там на четвертом курсе он узнал, что Российскому консульству в Японии требуется настоятель. На это место уже подали заявления 12 студентов, но выбор пал на Ивана. Он единственный принял решение отправиться служить в эту страну не женатым священником, а монахом. Приняв в 1860 году монашеский постриг с наречением имени Николай, будущий святитель Японии начал готовиться к долгому путешествию. Целый год молодой настоятель добирался до места служения. Вот что он писал позже: «Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится… Я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия».

 

Первые шаги на японской земле

3 июля 1860 года 24-летний иеромонах Николай прибыл на корабле «Амур» в Хакодате для того, чтобы занять должность священника в храме при русском посольстве. К сожалению, отношение к иностранцам в Японии в то время было крайне негативным, а в христианах они видели чуть ли не главных врагов. Отказ от политики «закрытой страны» вызвал недовольство самураев, вылившееся практически в открытую вражду и неприятие инакомыслящих. Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи. В таких сложных условиях пришлось начинать свой пастырский путь будущему святителю Японии.

Молодой настоятель начал с изучения языка, культуры и истории японского народа. Его учителем стал переводчик хокадатского губернатора. Для более глубокого изучения истории и литературы иеромонах начал посещать частную школу наравне с японскими детьми. Пытался понять особенности местных обычаев, разговаривал с людьми, посещал языческие храмы. На изучение языка ушло 8 лет, но при этом вместе с японским Николай освоил и английский язык.

«Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага спасения — мир, плоть и диавол — со всею силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в самом первом же темном и узком месте», — писал о. Николай.

 

Православные японцы

Первым соратником и единомышленником о. Николая стал Такума Сабаве, который появился лишь через 4 года после приезда батюшки. Такума был настоятелем синтоистского храма и ярым противником всех вероучений, пришедших в Японию извне, особенно христианства. После длительных споров, а затем и просто мирных бесед с Николаем он всей душой принял учение Христа. Вскоре произошло и крещение, при котором Такума Сабаве был наречен Павлом. С этим апостольским именем первому крещеному японцу пришлось пройти через многие испытания, пережить аресты, гонения, избиения за веру и через 10 лет стать первым православным священником-японцем. Следующими христианами стали врачи Сакаи и Урано. В 1868 году иеромонах Николай тайно крестил их в своем кабинете и нарек Иоанном и Иаковом. После этого число японцев, желавших принять православную веру, стало увеличиваться, да так, что возникла необходимость открытия духовной миссии в стране. Для решения этого вопроса о. Николай отправился в 1869 году в Россию. Священный Синод удовлетворил ходатайство иеромонаха, и в Японию отец Николай возвратился как глава Русской Духовной миссии в сане архимандрита. В 1872 году в Страну восходящего солнца прибыл и первый помощник с родины, иеромонах Анатолий. На него архимандрит Николай оставил свою паству в Хакодате, а сам переехал в Токио для организации миссии.

Уже в 1879 году в Токио открылись семинария, женское духовное училище, школы катехизаторов и причетников. Издавались пять православных духовных журналов на японском языке. Святитель сам служил по-японски. Число верующих увеличивалось, среди японцев уже насчитывалось 6 священников, открылись приходы в Киото, Нагасаки, Хего и Йокогаме. Церковь росла и крепла. Успешное развитие миссии в Японии позволило ходатайствовать перед Святейшим Синодом о назначении епископа. Лучшей кандидатуры, чем сам отец Николай, никто не мог и представить. В марте 1880 года в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга архимандрит Николай был возведен в сан епископа. Это был последний его приезд на Родину.

 

Храм в центре Токио

Возвратившись, первый епископ Японии приступил к осуществлению главной мечты — строительству кафедрального собора. На вершине холма Суругадай в Токио в 1884 году по проекту петербургского архитектора М.А. Щурупова началось возведение храма в честь Воскресения Христова, которое закончилось через 7 лет. Великолепное здание в русско-византийском стиле в высоту достигало 35 метров, крест на его куполе был виден за 20 километров при подъезде к столице. На колокольне высотой 40 метров располагались восемь больших и малых колоколов. Собор производил ошеломляющее впечатление и был виден с любой точки Токио. Современники писали: «Храм как бы парит над окружающим его со всех сторон языческим миром».

Освящение собора превратилось в грандиозное и незабываемое событие не только для православных верующих, но и для простых японцев. Вход осуществлялся по билетам, и тем не менее прихожан оказалось вдвое больше рассчитанного. За оградой собрались свыше четырех тысяч любопытствующих. Большое впечатление произвели на присутствующих песнопения во время Литургии и крестный ход, а уж когда над Токио зазвучал колокольный звон, японцы немало удивились. Отец Николай, к тому времени уже епископ, писал: «Собор будет памятен, будет изучаем, подражаем — многие, не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно замечательнейшее здание в столице Японии — здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио».

Впоследствии храм был открыт ежедневно, всякий посетитель мог не только побывать здесь, но и побеседовать со специально назначенным служителем. Собор стал символом православия на японской земле. В народе очень быстро прижилось еще одно его имя — «Никорай-до» — «храм святого Николая». Величественность строения была соизмерима с масштабом личности епископа. Его роль в духовной жизни паствы, дипломатические таланты, а также глубокие знания японского языка, литературы и традиций японского народа делали о. Николая одним из самых влиятельных людей России и Японии того времени.

 

Время собирать камни

Всю свою жизнь, каждый день владыка трудился над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. «Хотя бы небо разверзлось, а я не имею права отменить занятий по переводу», — так говорил о важности своей работы святитель Николай. Им был написан ряд научных востоковедческих трудов. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой. В этом направлении трудилось основанное им «общество переводчиков».

30 июня 1910 года в Токио торжественно отпраздновали 50-летний юбилей служения владыки в Японии. К этому дню Преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа. Почетный профессор Государственного университета Иокогама Мицуо Наганава писал о святителе Николае: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек, не считая 8170 человек, усопших ранее… В личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба».

3 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Проститься с ним пришли не только верующие, но и большое количество некрещенных японцев. Честь оказал и император, прислав венок из живых цветов с иероглифами: «Он-Си», «Высочайший дар». Святитель Николай стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.

10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь прославила владыку в лике святых. Со дня своей смерти и поныне святой Николай почитается в Японии как великий праведник и особый молитвенник перед Богом. А Японская Автономная Православная Церковь, имеющая в своем составе трех епископов и несколько епархий, соборы, монастыри, семинарии, издательства и множество прихожан, стала признанной сестрой Поместных Православных Церквей.

 

Татьяна Кашина

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Два Святителя из Ликии

Два Святителя из Ликии

Недалеко от турецкого города Демре (бывшие Миры) находятся развалины некогда очень известного в Малой Азии монастыря Святой Сион, настоятелем которого был великий чудотворец Николай Пинарский.

Наш он — русский!

Наш он — русский!

Почитание святителя Николая Мирликийского в России