Алапаевская Голгофа

Роль личности

Алапаевская Голгофа

«Отче, отпусти им, не ведят бо что творят»...

«Отче, отпусти им, не ведят бо что творят», – высечено на памятном кресте, возведенном на месте гибели мужа Елизаветы Федоровны, великого князя Сергея Александровича. Эти же слова произнесла великая княгиня перед казнью, глядя в черную бездну алапаевской шахты.

 

Предвестники беды

Нападки на настоятельницу Марфо-Мариинской обители начались еще в 1916 году. Тогда у ворот монастыря собралась неуправляемая толпа негодующих людей. Выкрикивались требования сдать спрятанные боеприпасы и выдать германского шпиона, брата Елизаветы Федоровны, якобы скрывающегося у нее. Она вышла к ним одна, предложила осмотреть все помещения обители и убедиться в отсутствии посторонних и оружия. В тот день конный отряд полиции успел вовремя и разогнал разбушевавшуюся толпу.

После февральской революции на обитель снова обрушились недовольные, угрожая великой княгине арестом и судом как немецкой шпионке. Елизавета Федоровна взяла разрешение на последние наставления сестрам и попросила духовника обители отца Митрофана отслужить молебен. Красноармейцев она тоже пригласила в храм, только без винтовок. Весь молебен настоятельница Марфо-Мариинской обители простояла на коленях в глубокой молитве. После его окончания матушка сама приложилась к кресту и пригласила сделать то же самое военных, затем разрешила отцу Митрофану провести непрошеных гостей по всем зданиям обители, пусть ищут, что хотят. Ничего не нашли и на этот раз. «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца», – глядя вслед уходящим, произнесла великая княгиня. 

Не один раз венценосные особы Европы предлагали Елизавете Федоровне покинуть революционную Россию. В 1917 году шведский посол от лица кайзера Вильгельма обещал организовать ее выезд из страны, но она отказалась бросить сестер и бежать за пределы своей новой родины. Позднее посол Германии граф Мирбах пытался договориться с великой княгиней о скорейшем отъезде из России, но она не согласилась, сказав ему: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

 

Арест

Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не тревожили, но уже в начале 1918 года нескольких больных из монастырской больницы арестовали, а затем забрали всех детей-сирот и отправили их в детский дом. 

На третий день после Пасхи 1918 года, в день Иверской иконы Божией Матери, в Марфо-Мариинскую обитель приехал Святейший Патриарх Тихон и отслужил Божественную литургию. Затем он долго разговаривал с сестрами и настоятельницей, благословлял и духовно укреплял всех в это непростое время, словно чувствовал их скорую разлуку.

Меньше чем через час после отъезда Патриарха к обители подъехала машина с вооруженными людьми. На этот раз арестовывать настоятельницу Марфо-Мариинской обители прислали латышских стрелков, не доверяя русским чекистам – столь велик был авторитет Елизаветы Федоровны в народе.

Она попросила два часа на сборы и последние распоряжения, но дали только тридцать минут. Елизавета Федоровна собрала сестер в церкви святых Марфы и Марии, благословила их и попросила отца Митрофана продолжать служение, сколько это будет возможно. Сопровождать ее разрешили только двум сестрам – Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. 

Из воспоминаний сестры обители Зинаиды (в монашестве Надежды): «Все молились на коленях в больничной церкви вместе с батюшкой, а как стали ее забирать – сестры бросились наперерез: «Не отдадим мать!» – вцепились в нее, плач, крик. Кажется, не было сил, чтобы их оторвать. Отбили всех прикладами... Батюшка стоит на ступенях, слезы градом по лицу, и только благословляет их, благословляет... И сестры бежали за машиной, сколько хватило сил, некоторые прямо падали на дорогу».

 

Ссыльный путь

Елизавету Федоровну сразу же выслали из Москвы под предлогом соединения с другими членами царской семьи. Патриарх Тихон приложил все усилия для ее освобождения, но все было напрасно.

Новая власть отправляла всех Романовых подальше от Москвы и Петербурга, в глубь России – на Урал. По дороге в ссылку матушке удалось написать письмо не только отцу Митрофану, но и всем 105 сестрам своей обители. Для каждой их них она нашла слова утешения и напутствия. 

Елизавету Федоровну перевезли сначала в Пермь, затем в Екатеринбург, а через два месяца в Алапаевск. Здесь, на окраине города, в здании Напольной школы великая княгиня провела последние месяцы своей земной жизни. Вместе с ней в заключении находились великий князь Сергей Михайлович, его секретарь Федор Ремез, три сына великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и Игорь, а также князь Владимир Палей.

 

Расправа

Поздней ночью 18 июля 1918 года Елизавету Федоровну и других алапаевских узников разбудили и приказали быстро собраться. Под предлогом перевода в более безопасное место их посадили на крестьянские подводы и увезли из города. Матушка уже давно понимала, что конец близок, и просила у Бога только духовной поддержки. В 18 километрах от Алапаевска располагались заброшенные шахты рудника «Нижняя Селимская», туда и направили под конвоем великую княгиню, членов царской фамилии и преданных им людей. От лесной дороги до места казни их гнали ударами прикладов. Князь Сергей Михайлович при попытке оказать сопротивление был застрелен, остальных же привели к заброшенному руднику. Расправа над узниками была зверской. Их не убивали, а сбрасывали живыми в глубокую старую шахту. Елизавета Федоровна была сброшена первой. Получив переломы и сильные ушибы головы, она упала не на дно рудника, а на небольшой выступ. Рядом с ней оказался Иоанн Константинович, остальные с тяжелыми травмами упали глубже. Услышав стоны людей, чекисты забросали шахту гранатами. Впоследствии среди окрестных крестьян нашелся свидетель этого страшного убийства. Он рассказал, что в течение нескольких дней из шахты доносились стоны и пение молитв. 

Через несколько месяцев тела алапаевских мучеников были извлечены из разрушенного рудника. Тело великой княгини Елизаветы Федоровны почти не было тронуто тлением. Рядом с ней нашли останки Иоанна Константиновича, голова великого князя была перевязана ее апостольником. Пальцы правой руки матушки, ее келейницы Варвары и Иоанна Константиновича были сложены в крестном знамении. Она всех простила и благословила.

 

Молитва преподобномученице Елисавете и преподобномученице Варваре
О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестра ея крестовая пречестная инокине Варваро, куно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершивший, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесший! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупиенныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужства дар восприимем вашими молитвами, отвержеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

 

Из письма Елизаветы Федоровны:

«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров?

Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день».

 

Из рассказа девочки, носившей узникам еду:

«Матушка выйдет на крыльцо, возьмет корзиночку, а у самой слезы текут, отвернется, смахнет слезу. «Спасибо, девочка милая, спасибо!» Когда последний раз я была у них, матушка вышла, взяла корзинку, подожди, говорит. Через несколько минут вернулась, возвращает корзинку (она так всегда делала), а в ней что-то лежит. «Нам немного жить осталось, поминайте нас», – говорит матушка. А у самой слезы из глаз. Прибежала я домой с корзинкой… а там отрез на платье, розовая ткань».

 

Из материалов следствия:

«Расследование показало, что Великая Княгиня сделала перевязку Князю Иоанну Константиновичу, будучи сама тяжело ушиблена… Около тела Великой княгини – две неразорвавшиеся гранаты, а на груди икона Спасителя».

 

В блокнот паломнику:

Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских (стоит на месте мученической кончины великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары)

Адрес: Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Преминова, д. 1.

Тел: 8 934346) 3-14-62.

Сайт: www.svelizaveta.ru

Татьяна Кашина

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Наш он — русский!

Наш он — русский!

Почитание святителя Николая Мирликийского в России