24 января 2021 года в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы была совершена Божественная литургия и панихида по казакам — жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.
В этот день в России и за рубежом состоялось поминовение казаков, погибших во время гражданской войны, в годы массовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.
Богослужения в храме на Ходынском поле возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Архиерею сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Кудрявцев, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк), войсковой священник Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» иерей Марк Кравченко, а также клирики храма и сотрудники синодального комитета в священном сане.
За богослужениями молились заместители атамана Всероссийского казачьего общества Игорь Казарезов и Константин Перенижко, врио ректора Первого казачьего университета Сергей Чеботарев, начальника штаба Союза казаков-воинов России и зарубежья Иван Бобренок, врио атамана Московского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Дмитрий Ковалев, а также казаки, студенты, сотрудники синодального комитета и прихожане храма.
Пришедшие к власти большевики начали проводить политику репрессий ко всем слоям населения, не согласным с новым политическим укладом. Особенно пострадали казаки — наиболее преданные своей присяге граждане России. Комментируя трагедию вековой давности, митрополит Кирилл отметил, что светлое будущее возможно лишь при условии сохранения исторической памяти народа и тщательной работы над собственными пороками. «Мы будем молиться о том, чтобы такое количество зла больше не концентрировалось на нашей земле. Чтобы оно никогда не было оправдано никакими законами. Только через спокойный труд и уважение друг к другу можно созидать великое Отечество — нашу любимую страну», — сказал председатель синодального комитета.
***
Великая драма жителей России после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев, групп. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание». Распространенное 24 января 1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству.
«Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», — было изложено в циркулярном письме. Несмотря на его формальную отмену через три месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч — вынуждены были эмигрировать.
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством