26 мая 2021 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция в домовой церкви во имя святого Александра Невского.В тот же день в концертном и Арапском залах и ротонде Зимнего дворца состоялся пресс-показ...

Архив новостей

26 мая 2021 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция в домовой церкви во имя святого Александра Невского.В тот же день в концертном и Арапском залах и ротонде Зимнего дворца состоялся пресс-показ...

26 мая 2021 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция в домовой церкви во имя святого Александра Невского. В тот же день в концертном и Арапском залах и ротонде Зимнего дворца состоялся пресс-показ выставки «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика». Оба события приурочены к празднованию 800-летия со дня рождения святого князя.

***

Церковь в здании Главного штаба была спроектирована Карлом Росси. Храм был освящен 2 сентября 1828 года. Он был домовым для сотрудников министерства иностранных дел и для семьи самого министра, квартира которого располагалась в здании. В храме совершались регулярные богослужения, а при вступлении на службу каждый сотрудник должен был принести в храме присягу. В 1832 году к такой присяге был приведен поэт Александр Пушкин, служивший в этом ведомстве.

Храм был закрыт в 1917 году, часть имущества была перевезена в Кирилло-Белозерский монастырь, другая — в Александро-Невскую лавру. Убранство алтарной части и иконостас были утрачены.

После передачи восточного крыла здания Главного штаба Эрмитажу в 1988 году началась реставрация всех помещений. Работы по восстановлению интерьера храма была завершены в 2002 году. Была восстановлена историческая форма амвона — с клиросами. На потолке сохранился небольшой фрагмент первоначальной росписи.

«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

***

Экспозиция в залах Зимнего дворца «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика» включает около 200 экспонатов из собрания Эрмитажа. В ней представлен деревянный ковчег, в котором мощи святого князя были перенесены в Санкт-Петербург, а также проект повозки, сооруженной специально для перевозки мощей. Посетители могут познакомиться с видами Рождество-Богородичного монастыря во Владимире, где ранее находились мощи святого князя.

Центральный экспонат — серебряная рака, изготовленная в 1746-1752 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны из серебра, найденного в России. Комплекс гробницы был передан в Эрмитаж из Александро-Невской лавры в 1922 году. На выставке представлены документы, свидетельствующие о том, как музейные сотрудники спасли уникальное произведение искусства от переплавки. Комплексная реставрация гробницы начата в 2011 году и продолжается по сей день. 

На выставке представлены иконы святого благоверного князя, по которым можно проследить изменения в его иконографии. Святой Александр Невский был небесным покровителем трех императоров из дома Романовых, что способствовало и написанию большого количества икон, и строительству храмов в его честь. Часть экспонатов с изображением святого Александра Невского принадлежало нескольким поколениям дома Романовых. Есть на выставке и гравюры, изображающие сцены из его жития. 

Отдельный раздел экспозиции посвящен ордену святого Александра Невского — всем трем периодам его бытования. К первому периоду относится, в частности, епископская мантия с вышитыми знаками ордена, принадлежавшая, скорее всего, одному из настоятелей Александро-Невской лавры. Современную историю ордена представляют орденские знаки, которыми были награждены директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и его заместитель Георгий Вилинбахов. 

Выставка открыта до 5 сентября. Посетить ее можно в рамках двух маршрутов — № 1 (вход со стороны Иорданской лестницы) и № 2 (вход со стороны Церковной лестницы). 

По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе