СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Сегодня святая Церковь вспоминает подвиги священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского.
Священномученик Вениамин – один из тех новомучеников и исповедников Российских, чья архиерейская хиротония состоялась в тяжелейшие для Церкви дни большевистских гонений. Архиерейство их было, как правило, недолгим и окончилось для большинства трагически.
«Летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали», – вспоминал свидетель, архимандрит Павел (Груздев). Арестантом был епископ Вениамин.
Священномученик Вениамин (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника.
Первоначальное образование Василий получил в Ростовском духовном училище. С 1886 по 1892 год он учился в Ярославской Духовной семинарии, а с 1892-го – в Московской Духовной академии.
Имея большие музыкальные дарования и прекрасную профессиональную подготовку, Василий Константинович принял горячее участие в развернувшейся в те годы в церковной прессе полемике – состоять ли хору из профессиональных певцов или стремиться к церковным напевам унифицированными для всех храмов Русской Православной Церкви или оставаться местным различиям в напевах, как имеющим немалую самостоятельную ценность, так как в них зачастую запечатлелись благочестие и молитвенный настрой наших предков в большей степени, чем в некоторых произведениях, которые публиковались в нотных печатных сборниках.
Василий Константинович писал по этому поводу: «"Правильны" напевы древних, также "правильно" пение и позднейших творцов. Местные напевы не "уклонение", не "искажение" правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходится слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени».
4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича кандидатом на кафедру епископа Тутаевского. В этом же году Василий Константинович был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Тутаевская паства во владыке Вениамине обрела одного из ревностнейших архиереев, который своим истовым богослужением, праведной жизнью, дарами проповеди и рассуждения привлек к себе сердца многих верующих: они увидели в нем не столько церковного администратора, сколько самоотверженного подвижника, подобного древним архипастырям-христианам. Впрочем, это было довольно обычным явлением для двадцатых годов, когда Русская Православная Церковь гонениями стала очищаться от недостойных и малодушных людей и архипастырями становились истинные служители Христовы, восприявшие впоследствии с архипастырством и мученичество.
16 октября 1928 года скончался в Ярославле митрополит Агафангел (Преображенский), при котором за богослужением поминалось только имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и правящего архиерея, как протест против несовместимых с церковными принципами, с точки зрения ярославского духовенства, положений митрополита Сергия, изложенных в декларации, но при этом митрополит Агафангел и его викарии заявляли, что от митрополита Сергия не отделяются и нового церковного центра не создают. 16 ноября 1928 года епископ Вениамин писал по этому поводу протоиерею Николаю Розову: «Декларацию я считаю пятном, запятнавшим нашу Церковь и причинившим ущерб славе Православной Церкви… Но можно ли утверждать, что Декларация содержит в себе ересь? … В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление. Но совершенства нет на земле, нет власти, которая бы не грешила... Поэтому и митрополита Сергия терпеть можно… Будь Собор – несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, "был бы заменен" другим, но, можно с уверенностью думать, не лишен бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение… Икономия Церкви говорит о продолжении пребывания митрополита Сергия в звании носителя власти...»
12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев.
23 сентября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Вениамина к трем годам ссылки в Казахстан. Владыка был выслан в город Джамбейт Уральской области. Впоследствии он был переведен в город Каратюбе в той же области.
10 сентября 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ в Казахстане осудила полупарализованного владыку на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Однако приговор не успели привести в исполнение – епископ Вениамин скончался в лагере в окрестностях г. Красноводска 5 октября 1932 года.
Моли Бога о нас, священномученик Вениамин и все новомученики и исповедники, принявшие смерть на земле Казахстанской!
Больше о новомучениках читайте на сайте журнала «Православный паломник»