Кипр – чудо-остров

 

Здесь находится икона Пречистой, написанная при ее жизни, здесь проповедовал апостол Павел, здесь закончил свои дни Лазарь четверодневный. И именно на Кипре митрополит стал президентом.

Побывать на Кипре и не посетить три самые главные его православные святыни? Это было немыслимо для нас, двух московских паломниц. Кроме того, нам хотелось поближе познакомиться с православием на Кипре. Конечно, за несколько дней трудно составить себе полное представление о местной церковной традиции и особенностях богослужения в этих краях, но все же увидеть и услышать кое-что можно…
 

Открыты «сами по себе»

Мы остановились в городе Пафосе, известном своими как античными, так и христианскими святынями. Едва обосновавшись в апартаментах, мы вооружились картой и отправились осматривать местные достопримечательности. Путеводители не обманули: практически все церкви, которые были на нашем пути в этот или последующие дни, были открыты. Причем, как правило, открыты «сами по себе» — без церковнослужителей, музейных смотрителей, прихожан или сторожей. Оно и неудивительно, если на острове нет воровства, к чему охранять то, что к тому же и воровать грешно…

Первым церковным зданием, куда мы зашли, была маленькая, как нам показалось, недавно построенная часовня. Недалеко от входа, на флагштоке, развевался национальный флаг (флаг у храмов и монастырей — повсеместная традиция на Кипре). Сама часовня была очень небольшим прямоугольным зданием, в центре которого возвышался пологий купол. На куполе и на крыше (над северным и южным входом) помещались простые четырехугольные кресты. Да на крыше, в особой «арке» висел колокол, причем чтобы позвонить в него, не нужно было никуда подниматься — веревка от него спускалась до самой земли. Внутри часовни были иконы, перед ними горели свечи. И… кроме нас не было ни души. Подождав немного, так никого и не встретив и не узнав, как называлась эта часовня, мы отправились дальше.
 

Базилики Пафоса

Практически в центре города, на еще незастроенном месте мы увидели огромную базилику. Это был тогда еще незаконченный центральный собор города Пафоса. Позже мы увидели такие же большие (хотя и менее величественные) базилики в Хлоракасе, Эмбе… Они стояли рядом с древними храмами, в которых служба велась только по особо важным случаям. В Эмбе один прихожанин сказал нам, что такое «массовое» строительство базилик началось недавно, в конце 90-х годов, и ведется оно на «туристические» деньги от департамента древностей. «Да, вот она польза неотделения церкви от государства», — подумали мы.

 

Удивительные встречи на рынке

Побродив по центру города, зашли на рынок. И, конечно же, об этом не стоило упоминать в этой статье, если бы не рыночные торговцы. Баклажаны и бами (зеленый стручок с приятным нежным вкусом после обжаривания) мы купили у кипрского священника, а спелые кактусы-опунции у учителя. Последний оказался очень словоохотливым и дружелюбным (впрочем, как и все киприоты) человеком. Узнав откуда мы и что хотим посмотреть, он сказал, что поет на клиросе, предложил дружить приходами и ездить к друг другу в гости… Еще сказал, что у киприотов принято продавать на рынке излишки своего хозяйства и при этом неважно, кто ты — священник, учитель, шофер или кто-то еще. «Да, попробовал бы наш российский батюшка торговать на рынке, да еще и в рясе», — пофантазировали мы и пошли дальше гулять по городу.

В один из дней мы оказались на вечерней службе в церкви Теоскепасти. Название ее означает — «Спрятанная Богом». По преданию церковь, стоящая на этом месте в VII веке, была скрыта от нападения арабов. Интересно, что и нам не раз казалось, что церковь «пропала».

Идешь-идешь по улице Посейдона из конца к середине и все время видишь впереди, чуть справа, церковный крест. А перед Аквариумом, когда вам надо свернуть к церкви, вы как раз и прекращаете видеть крест и кажется, будто церковь пропала.

Посмотреть на нее весьма интересно. Церковное здание построено в 1923 году, но довольно удачно стилизовано под ранние крестово-купольные храмы.

 

В спрятанной церкви

Поднявшись по высокой лестнице, мы оказались у входа в храм. Справа под стеклом висело написанное шариковой ручкой расписание служб, из которого мы поняли, что в этом храме служат часто (хоть и не каждый день) и что церковные стили русской и кипрской церквей не совпадают — у нас служат «по старому», у них — «по новому» стилю. В храме было малолюдно, человек 10–12, женщины и мужчины средних лет. На клиросе пели одни мужчины, на два голоса, их было, помнится, четверо. Наше появление, как ни странно, вызвало в храме удивление. Конечно, на нас не показывали пальцами, но косились весьма откровенно. Может быть, «чужаки» в этом храме в принципе редкость, а может быть, вопрос вызывал наш вполне православный вид — кроме традиционной женской одежды, в отличие от местных прихожанок мы были в платках. Впрочем, вскоре на нас перестали обращать внимание.

 

Венчание по-кипрски

Служба окончилась, а народу в храме прибыло. Оказалось, что вот-вот будет венчание (заметьте, вечером, а не после Литургии, как у нас). В храм влетела молоденькая киприотка, одетая так, как будто она собиралась на пляж, — короткие облегающие шортики и очень открытая кофта — и стала расставлять по храму искусственные цветы — в вазонах, в кашпо… Вскоре появились молодые.

В чинопоследовании венчания, конечно, нам не все было понятно, хотя оно и казалось похожим на наше, только молитвословия в нем чуть-чуть переставлены местами. Вы спросите, как мы об этом догадались?! Да очень просто! Исайя, Христос или Мария очень похоже звучат на разных языках, ну а уж различить чтение Евангелия или возглашение о венчании и вовсе не сложно. На головы жениха и невесты водрузили тонкие металлические венцы. А когда они пошли вокруг аналоя, маленькие девочка и мальчик осыпали их лепестками цветов из плетеной корзины… Совместная чаша была хрустальным кубком, который потом разбивался об пол.
В другой раз нам удалось застать утреню в Хлоракасе. Это селение совсем не было туристическим, и люди там были еще более любопытны и доброжелательны. После службы (на которой, кстати, было много интересного — лития с большими краюхами белого хлеба, вместо 5 маленьких хлебов, как у нас, крестный ход до канона на утрени…) нас окружили прихожане и прихожанки (кстати, одетые весьма скромно, как в какой-нибудь российской глуши), вскоре подошел и священник. Все почему-то думали, что мы из Греции. Когда же узнали, что из России, радости их не было предела. Нам с трудом удалось отказаться от чая, кофе и ужина…

Обратный путь до Пафоса был очень уж неблизкий. Хотя… о том отказе мы до сих пор жалеем.

 

Монастыри Троодоса

На следующий день мы решили, что пришло время посмотреть знаменитый Троодос — горную местность в центральном Кипре, славную своими монастырями и красивейшими видами. В качестве способа передвижения мы выбрали такси — машину вести мы не умели, а автобус с заданной экскурсионной программой и лимитированным временем просмотра нас как-то совсем не вдохновлял. Но такси еще предстояло найти и заказать. Владелец наших апартаментов, узнав, что мы хотим посмотреть, первым делом сказал, что нам надо быть соответствующим образом одетыми — в платках, юбках, закрывающих колени, и закрытых кофтах. Мы в общем-то не возражали, хотя и удивились такой строгости после посещения местного храма.

Богородица почитается на Кипре ничуть не меньше, чем в России. Ей посвящены множество соборов и приходских церквей, а также самые известные кипрские монастыри (за исключением Ставровуни, монастыря св. Креста, основанного св. Еленой). Побывали мы и у монастыря Ставровуни (это обитель очень строгого устава, и женщин вовнутрь не пускают).
 

Как дома

Итак, мы отправились в Троодос на такси. Наш замечательный водитель предлагает сделать очередную незапланированную остановку в небольшом женском монастыре Богоматери Трикуккя (всего на Кипре 12 действующих монастырей). Мы выходим из машины и видим… большой немного разрушенный «сарай».

Разрушения монастыря, по словам нашего водителя-гида, остались еще с недавней (на тот момент почти 30-летней давности) войны с турками-киприотами, поддержанными регулярной турецкой армией.

В то же время вид главного монастырского храма удивил нас не столько в связи с разрушениями, сколько своим очень уж «мирским» видом. Все дело в традиции. Это храмовое здание на самом деле имело форму креста (только мы не сразу это увидели…) и было покрыто кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в торце). Такая кровля и придавала «мирской» вид самому зданию. Внутри храма было довольно темно (из-за небольших узких окон, к которым вплотную примыкал сад), но очень торжественно — темно-красное покрытие пола, вдоль стен (а не посреди храма!) высокие деревянные «стулья» с подлокотниками и едва уловимым «сиденьем» — на таких нельзя сидеть, но только можно опираться во время долгих служб. В храме мы увидели монахиню, вышивающую покров. Ощущения инаковости, другой ментальности или чего-то еще «ненашего» не было.
 

Благословенный Омодас

Следующей остановкой был Омодас. Большая церковь. Внутри нее красивая резная сень, чудотворный серебряный крест в виде меча в местном ряду иконостаса… Здесь мы не одни. Многие прикладываются к кресту, осматривают сень. В селении очень оживленно: и здесь идет подготовка к свадьбе. Всю главную улицу — от шоссе до храма — занимает длинный составной стол. Наш водитель с гордостью объясняет — гулять будет все село, человек 300. «Да и у нас так было», — с грустью подумали мы и поехали дальше.

 

Чудотворный Пояс

На пути известнейший монастырь Богородицы Троодитиссы, основанный в XII веке. Здесь, в монастыре, хранится чудотворный кожаный Пояс, и женщины, страдающие бесплодием, надевают Пояс, прикасаются к святыне и просят Пресвятую Деву вымолить им ребенка (для того чтобы надеть Пояс, нужно приехать в монастырь до 9 утра (это время наиболее удобно для монахов), обратиться к настоятелю монастыря, и, если брак венчанный, пояс наденут на женщину со специальной молитвой на рождение здорового ребенка).

Главный храм монастыря очень похож на российский — солнечный иконостас, многие иконы в ризах. Если бы не ряды кресел, сходство было бы почти полным. Узнав, что мы русские, местные монахи начинают относиться к нам необычайно доброжелательно: показывают русские (часто изданные в России) книги в церковной лавке, дают нам в провожатые монаха-серба, когда-то учившегося в России. Он подтверждает истинность сказания о Поясе и говорит, что его и поныне выносят паломницам. Спрашивает, не надо ли нам надеть тот Пояс.
 

Икона под пологом

Наше путешествие завершает посещение Киккского монастыря — самого известного и богатого монастыря Кипра. Музей, своя винодельня… В монастыре многолюдно и красочно, много мозаик. Икона Киккской-Милостивой Божией Матери в иконостасе закрыта пологом. К ней и стремятся паломники.

Недалеко от обители могила архиепископа Макариоса, совмещавшего высшую светскую и духовную власть. Около могилы — почетный караул, состоящий из молоденьких, кажется, невооруженных военных. Водитель говорит, что в народе Макариоса чтят как святого.

 

Колокола Эмбы

Запал нам в сердце один случай. Были мы в небольшом селении Эмба. В тамошнем храме начиналась служба. Зазвенел колокол. Беззаботно щебечущая группка женщин и девушек, сидевшая на открытой веранде, вдруг замолчала. Все они встали, повернулись на восток и перекрестились. Просто, без лишних слов, на колокольный звон. Вернется ли к нам эта простота и обыденность традиций в лучшем значении этого слова?

Александра Коробова
#Страны, #Кипр, #Святые, #Пресвятая Богородица, #Апостол Павел, #Лазарь, #Святыни, #Икона Богородицы, #Монастыри

14 Sep 2019