Дом иконы Божией Матери «Махерас»

 

А знаете ли вы, как переводится с греческого слово «махера»? Нож. Название иконы связано с удивительными обстоятельствами ее обретения.

В ХII веке монах-отшельник Неофит, спасаясь от сарацин, вместе со своим учеником Игнатием перебрался из Иорданской пустыни на Кипр. Странники нашли приют в монастыре св.Иоанна Златоуста в Куцовенти. Однажды они увидели в горах необычное свечение. Монахи захотели узнать, где находится источник света, и отправились в путь. Налегке.

Между тем, свет уводил их все дальше в глубь леса и привел к густым зарослям кустарника. Дальше путь был закрыт, голыми руками колючие заросли не одолеть. И тут монахи увидели на земле длинный острый нож. С его помощью они проложили себе дорогу дальше и оказались у входа в пещеру, где нашли небольшую икону Божией Матери, от который исходил божественный свет.

…Считается, что этот образ был написан евангелистом Лукой и был спрятан в пещере во времена иконоборчества (VIII-IХ века). А первоначально икона находилась во Влахернском храме Константинополя, о чем говорит сохранившаяся на ней надпись.

От обретенного образа стали происходить чудотворения, и монах Игнатий после кончины своего учителя Неофита задумал построить для иконы монастырь. В 1160 году он отправился в Константинополь искать поддержку у императора Мануила Комнина.

Рассказ Игнатия произвел на императора столь сильное впечатление, что он распорядился выделить на постройку храма внушительную сумму денег и пожаловал будущему монастырю земли вокруг горы Киони.

Царские милости пошли еще дальше. Комнин подписал Золотую буллу, по которой монастырь  получал покровительство византийских императоров и особый царский статус. «Именем же и честию, и чином есть третий после Кикку». Другой указ даровал монастырю право самоуправления – ставропигию. Эта грамота чудом сохранилась до наших дней.

Сохранились и так называемые «Житийные правила», по которым долгое время жила святая обитель. Устав был строгим. Он предполагал общежительное проживание монахов, многочисленные послушания и усердную молитву. Первые 150 лет с момента образования монастыря вход на его территорию для женщин был запрещен.

В конце ХII века на острове укрепилось правление франкской династии Лузиньянов, во время которого население Кипра подверглось насильной латинизации. Больше всего страдали монахи, которые вынуждены были скрываться, чтобы сохранить православную веру.

В ХIII веке гонения приобрели невиданный размах и жестокость. В 1228 году тринадцать монахов были схвачены и заключены в никоссийскую тюрьму, где в течении трех лет подвергались пыткам и издевательствам. Но исповедники мужественно отстаивали чистоту своей веры, обличая вероотступников и латинскую ересь. В 1231 году католики сожгли всех пленников на костре, но предварительно привязали их к лошадям и протащили по острым камням реки Педиэас. Двое из мучеников – Геннадий и Герасим – были из монастыря Махерас.

Трагические страницы в историю обители вписало и османское владычество, продолжавшееся на острове больше трех веков (1571-1878 гг). Турецкие власти обложили монастыри непомерными данями, вынуждая насельников выживать в страшной нищете.

Одно из самых трагических событий произошло 9 июля 1821 года. В этот день хан Кучук Мехмет, решив расправиться с оппозицией, боровшейся за свободу, обязал явиться в Никосию 486 знатных киприотов. Когда те  исполнили приказ, их заключили в тюрьму, а затем почти всех (уцелело лишь шестнадцать человек) повесили или обезглавили. Среди казненных был и архиепископ Кипра Киприан, который начинал свое монашеское служение в Махерасе.

Остров погрузился в траур. Шведский путешественник Бергрен писал об этой трагедии так: «Богородица оделась в черное, многие дома были обрызганы кровью».

В это сложнейшее для страны время Кипр получал огромную поддержку из России – и моральную, и материальную. Русские христиане присылали братьям по вере богослужебные книги, предметы церковного обихода. Некоторые из русских даров можно и сегодня  увидеть в ризнице монастыря Махерас. Наибольшую ценность представляют старинная митра, украшенная жемчугом, напрестольное Евангелие, архиерейский жезл.

Киприоты ценили эту поддержку. Долгое время  в обители Махерас совершался ежедневный благодарственный молебен за царский дом России.

Когда в 1892 году в монастыре случился  сильнейший пожар, Россия снова протянула руку помощи. На деньги, собранные в нашей стране, были отлиты новые колокола. В 1900 году для них была построена колокольня, а еще через пять лет возведен  храм для иконы Божией Матери Махерас. Величайшую святыню Господь уберег от огня. И, как свидетельствует монастырская летопись, не в первый раз.

…На этой иконе Богородица изображена по пояс без Младенца, с поднятыми в молитвенном жесте руками. Пречистая, обращаясь к Своему Сыну, просит Его за весь род человеческий, вымаливая прощения наших грехов. Такой образ Божией Матери называют Оранта, что значит «Заступница».

 Лик Богородицы невероятно печален: полные страданий глаза, потемневшее от горя лицо. На иконе Божия Матерь изображена после распятия Господа нашего Иисуса Христа, когда сбылось пророчество святого Симеона: «Ты испьешь чашу горя и печали до дна, и оружие пронзит сердце твое…»

Возможно, нож, найденный иноками, является одним из символов этого страшного оружия. Тогда название иконы «Махерас», что значит «Ножевая», приобретает другое, более глубокое значение.

В иконостасе монастыря чудотворный образ занимает особо почетное место. Он находится справа от Царских врат и частично закрыт расшитой золотом бархатной завесой. Помолиться у иконы за себя и своих близких могут все паломники, включая и женщин. Несмотря на строгие монастырские правила, вход женщинам в святую обитель разрешен.

#Страны, #Республика Кипр, #Монастырь Махерас, #Святые, #Евангелист Лука, #Святыни, #Икона Божией Матери "Махерас"

08 Nov 2019